Историческая реконструкция — новый в нашей стране вид досуга, который завоевывает все большую популярность. За рубежом движение исторической реконструкции известно уже не одно десятилетие, успело приобрести массу сторонников и авторитет среди любителей истории. В России же первые клубы, объединившие поклонников «живой истории», стали возникать только в постперестроечное время. Один из таких клубов действует в районе Чертаново Центральное. О движении исторической реконструкции и о клубе «Ратное сословие» наш корреспондент беседовал с руководителем клуба Ю.В. Кокуркиным.

— Юрий Валерьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем клубе и о движении в целом.

— Историческая реконструкция — это не игра в войну для взрослых. Реконструкция — это прежде всего попытка воссоздать с помощью одежды, предметов быта и даже собственного поведения небольшой кусочек прошлого, исторический дух и колорит той или иной эпохи. Многие клубы вообще обходятся без «боевых действий», так, в рамках празднования какой-либо памятной даты или показа раритетной техники надевают, например, соответствующую форму или разбивают лагерь согласно всем историческим канонам. Такие мероприятия с демонстрацией, например, формы и вооружения уже не существующих армий, других предметов того времени как бы «людьми той эпохи» служат куда более наглядным историческим пособием, чем картинки из учебника истории. Сейчас самые популярные темы у реконструкторов — это, конечно, «Наполеоника», «Средневековье» и «Вторая мировая война». Что же касается клуба «Ратное сословие», то он существует почти три года. Мы реконструируем Русь и Европу XIII–XV веков. Сейчас в клубе занимаются 50 человек. Наши воспитанники принимают активное участие в мероприятиях, организуемых муниципалитетом внутригородского муниципального образования Чертаново Центральное, выступают на различных фестивалях. В «Ратном сословии» занимаются историческим фехтованием, стрельбой из лука, пошивом аутентичной одежды, недавно образовалась секция кельтского танца.

— Сегодня в России очень популярно движение ролевиков. Чем историческая реконструкция отличается от ролевых игр?

— Эти явления отчасти сродни друг другу. Но если ролевые игры и самая известная из них — толкиенизм — возникли из увлечения теми или иными книгами и представляют собой попытку смоделировать описанные в книгах ситуации, костюмы и поведение героев, то историческая реконструкция опирается на исторические источники. Ролевики не углубляются в нюансы темы, выбранной ими для игры. Сегодня ты хоббит из «Властелина колец», через неделю ты уже мушкетер, потом едешь на игру по «Острову сокровищ» в роли мятежного пирата… Так что ролевое движение более инфантильно, не имеет строгих законов, человек произвольно придумывает себе образ, какой захочет кафтан или шлем, такой и носит. В исторической реконструкции вне зависимости от периода, которым люди увлекаются, есть некоторые принципы и законы, которых надо строго придерживаться. Реконструкторы, на мой взгляд, — люди более дисциплинированные и не такие фантазеры, как ролевики. Хотя без исключений и тут не обходится.

— Когда у Вас возник действительно серьезный интерес к исторической реконструкции?

— Военно-патриотическая тематика привлекает меня с 13-летнего возраста. Подростком я посещал кружок юного десантника. В 15 лет поступил в военно-педагогический колледж. Там у нас был неплохой военно-патриотический клуб, правда, мы занимались в основном строевой подготовкой, то есть подготовкой к армии. Потом была служба в Вооруженных силах. А в институте я увлекся историческим фехтованием.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об историческом фехтовании.

— В историческом фехтовании поединки ведутся на тяжелых видах оружия, аналогичных средневековым мечам. Обязательное условие — соответствие оружия и костюмов участников выбранной исторической эпохе. В программе соревнований, помимо единоборств, есть также номинация «Реконструкция исторических доспехов». Турниры и показательные выступления нередко проходят в соответствующем историческом антураже. В России насчитывается несколько десятков таких клубов, действующих в Москве, Красноярске, Перми, Хабаровске, Иркутске и других городах. Проводятся городские, региональные и общероссийские соревнования. Так, турнир «Меч России» приобрел статус национального чемпионата. В 1997 году была создана Федерация исторического фехтования России. Со второй половины 1990-х годов начались частые поездки за границу и тесное общение с европейскими клубами.

— Какой средний возраст ваших воспитанников?

— Самому младшему сейчас 14, а самому старшему 39 лет, в среднем же возраст колеблется в пределах 25–30 лет. Многие наши воспитанники в движении уже не первый год.

— Судя по костюмам и доспехам, занятие исторической реконструкцией — недешевое увлечение...

— Это не совсем так. Есть некоторые виды реконструкции, которые действительно требуют вложения средств. Так, дорого быть бойцом: можно, конечно, купить шлем за тысячу рублей, но он не будет отвечать требованиям реконструкции с точки зрения технологии изготовления, а настоящий шлем стоит совсем других денег. Но приобщиться к этому занятию на начальном уровне стоит не так уж дорого. Можно сшить себе одежду за три тысячи долларов, а можно и за полторы тысячи рублей. Минимальный комплект, достаточный для того, чтобы выехать на фестиваль, — льняная рубашка и штаны. Это может позволить себе даже малообеспеченный студент, как и поршни — самую простую обувь из кожи.

— Принимает ли клуб участие в российских фестивалях исторической реконструкции?

— Сейчас в России проводится множество подобных фестивалей. По мере возможностей мы стараемся бывать на наиболее значимых. Так, «Ратное сословие» отлично показало себя на «Старой Ладоге» — одном из старейших фестивалей, проходящем в Ленинградской области, и «Городецком гульбище», который проводится под Подольском. В концепции этих фестивалей лежит принцип непосредственного привлечения зрителей к происходящему, участие их в исторической реконструкции. По сути, это должно превратить данное мероприятие в историко-педагогическую площадку, на которой будет одинаково интересно и детям, и взрослым.

— Как Вы считаете, есть ли будущее у исторической реконструкции в России?

— Движение становится все популярнее. Так, в некоторых регионах участники даже возводят крепости, а недавно услышал, что члены одного клуба загорелись идеей построить драккар (боевой корабль викингов) на 20 весел. В клуб все чаще приходят девушки, которых интересует рукоделие, кожевенное дело, реконструкция танцев. Члены клуба — это люди с горящими глазами, те, для кого историческая реконструкция — это игра на всю жизнь. После учебы или работы они приходят в клуб, чтобы полностью погрузиться в выбранную ими историческую эпоху. Жизнь в мегаполисе, работа ради денег, которая не всегда приносит удовольствие, желание реализоваться еще в чем-то — это проблемы, знакомые многим. И чем талантливее человек, чем многограннее его личность, тем теснее ему в рамках офиса и делового костюма. И занятие исторической реконструкцией позволяет человеку компенсировать эту неудовлетворенность социально безопасным способом, и это очень важно.

Беседу вел И. Калиничев

Фото автора