Основные задачи отдела опеки, попечительства и патронажа муниципалитета внутригородского муниципального образования Чертаново Центральное в городе Москве — выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми, защита прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Раннее выявление неблагополучных семей — важнейшее направление профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. Выполнение этой задачи возможно только при непосредственном взаимодействии органа опеки и попечительства с другими структурами, которые в силу своей профессиональной деятельности могут обладать необходимой информаци ей, — так называемыми учреждениями системы профилактики. К ним относятся Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), дошкольные учреждения, детские поликлиники, школы, колледжи, Центр социального обслуживания населения (ЦСО), Инженерная служба района (ГУ ИС), органы внутренних дел района, в том числе подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН ОВД), общественные пункты охраны порядка (ОПОП).

У органа опеки и попечительства муниципалитета есть опыт взаимодействия с данными учреждениями в вопросе выявления детей, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. На территории района работают детская поликлиника, детский санаторий, 16 детских садов, девять школ, два колледжа, семь общественных пунктов охраны порядка. Именно из данных учреждений поступает основная информация о неблагополучных семьях в органы опеки и попечительства, которые впоследствии проводят работу с ребенком и родителями с целью сохранения для ребенка кровной семьи.

Социальное сиротство — одна из печальных примет нашего времени, когда дети, имеющие родителей, остаются без должного попечения, не получают необходимый уход и образование и оказываются в трудной жизненной ситуации.

Одной из основных причин сиротства детей являются социальное неблагополучие семьи и лишение родителей родительских прав или ограничение их в родительских правах. К сожалению, лишение и ограничение в родительских правах, традиционно относимые к мерам семейноправовой ответственности, не выполняют в настоящее время задач наказания и пере вос питания родителей. Для многих так называемых «родителей» лишение родительских прав не является неблагоприятным последствием, подтолкнувшим их к изменению образа жизни и отношения к своим родительским обязанностям. Об этом свидетельствует тот факт, что за прошедший 2010 год ни один из родителей, проживающих на территории района, ранее лишенный родительских прав, не подал заявление в суд с просьбой восстановить его в родительских правах.

К социальным сиротам относятся не только дети, родители которых уже лишены родительских прав и в отношении которых решен вопрос их дальнейшего жизнеустройства, но и дети, воспитывающиеся в своих кровных семьях, но находящиеся в неблагоприятных условиях.

К таким неблагополучным семьям относятся:

• алкоголизированные семьи, где один или оба родителя в течение долгого времени злоупотребляют спиртными напитками;

• семьи, в которых один или оба родителя употребляют наркотические средства;

• семьи, где родители пренебрегают интересами ребенка, не уделяют внимания, вплоть до игнорирования его первичных потребностей (в питании, одежде, лечении, обучении и пр.).

• семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

• семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;

• семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью или болезнью близких.

В период экономического кризиса к данным группам прибавляются еще и семьи, попавшие в кризисную ситуацию в связи с потерей родителями заработка, что негативно сказывается на психологической атмосфере в семье.

Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что ухудшение психического здоровья под воздействием переживаемых трудностей (социальная нестабильность общества, неуверенность в завтрашнем дне, стрессогенные ситуации в условиях кризисных явлений в государстве, ослабление института семьи и другие факторы) не может не отразиться на психическом здоровье подрастающего поколения, зачастую оказывающегося один на один с фактами жестокости и насилия над ним со стороны взрослых.

Жестокое обращение с детьми в настоящее время становится глобальной проблемой. Основная сложность, связанная с выявлением неблагополучных семей и детей, оставшихся без родительского попечения, состоит в том, что часто информация о детях, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, скрывается или поступает в органы опеки и попечительства несвоевременно. В таких случаях мы не можем вовремя защитить права ребенка.

Работа по профилактике социального сиротства может быть эффективной только при тесном взаимодействии с органами опеки и попечительства граждан и всех служб системы профилактики. Взаимодействие необходимо строить по схеме «от семьи — к ребенку», т. е. наша задача — это своевременное выявление неблагополучной семьи, проведение работы с ребенком и родителями, с привлечением психологов, врачей, педагогов с целью сохранения семьи.

Особую роль здесь играют органы системы образования (школы), где ребенок проводит основную массу своего времени. В школах проблемами социального сиротства и жестокого обращения с детьми в основном занимаются социальные педагоги и психологи. Данная работа ведется ими совместно со всеми службами и органами системы профилактики.

Своевременное выявление социального неблагополучия в семьях благодаря взаимодействию различных ведомств (ОВД, медицинских учреж дений, образовательных учреждений, ЦСО и др.), путем привлечения общественных организаций и граждан дает возможность оказать помощь семье именно тогда, когда это особенно необходимо, и предупредить развитие кризиса.

Если вам стало известно о ребенке, которому нужна защита, о семье, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации, просим вас сообщить в подразделение по делам несовершеннолетних, Комиссию по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, социальному педагогу школы.

Ведущий специалист отдела опеки, попечительства и патронажа Е.В. Борсук__