В МОСКВЕ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДНА ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ — ВОДНАЯ



Южный административный округ традиционно считается спально-промышленным. С одной стороны, здесь расположены жилые кварталы, каждый из которых сравним по населению с небольшим городом, с другой — именно в ЮАО находятся производственные зоны, равных которым нет ни в одном мегаполисе: 13 промзон общей площадью более 2500 га занимают 45% территории округа.

В ближайшие несколько лет городские власти планируют реорганизовать большинство промышленных зон, расположенных на юге Москвы, что позволит создать здесь уникальные бизнес-инкубаторы, оздоровить экологическую ситуацию, сделать доступнее для посещения памятники истории и архитектуры.
Резкий спад производства, который начался еще 10–25 лет назад, заставляет сегодня руководителей многих предприятий заниматься самореформированием. На месте заводов и фабрик, которые некогда занимали большую часть территории ЮАО, все чаще появляются так называемые непроизводственные предприятия — склады, торговые и офисные центры.
С момента выхода постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2002 г. № 1065-ПП «О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма реорганизации производственных территорий города Москвы» власти округа изучили деятельность почти 500 предприятий и организаций, расположенных в производственных зонах Павелецкая, Варшавское шоссе, Донские улицы, Верхние Котлы, Нагатино, Красный Строитель, Бирюлево. Решения о ликвидации и перебазировании принимались по предприятиям с устаревшим оборудованием, неконкурентной продукцией, с затрагивающими жилые районы санитарно-защитными зонами.
В результате самой большой освобождаемой от предприятий промышленной зоной обещает стать территория Электролитного проезда, где в скором времени появится крупнейший в Европе Центр всесезонных видов спорта. Еще один большой проект — технопарк Нагатино–ЗИЛ, который расположится на месте выводимых цехов автогиганта.
Освободившиеся после вывода предприятий территории также планируется отводить под жилищное строительство. Уже сейчас в бывших промзонах построено около 33 000 кв. м жилья, более 90 000 кв. м общественных и административно-деловых объектов. Так, на бывшей территории предприятия «МАБШ» возведены три жилых дома (Варшавское ш., 16Б, корп. 1–3), в промзоне Чертаново на Дорожной улице построен многофункциональный торговый комплекс «Ритейл Парк», многофункциональный технопарк возведен по адресу: Варшавское ш., влад. 47, корп. 3, в промзоне Павелецкая выполнена реконструкция производственного здания под многофункциональный комплекс. Кроме того, в промышленной зоне Павелецкая построен Центр социальной и физической реабилитации спортсменов-инвалидов, на месте кирпичного завода открылся торговый комплекс «Каширский двор», на бывшей территории «Кожевенного завода» расположен известный комплекс «Форум-холл». Ряд предприятий готовятся к перебазированию производства, например ОАО «Мосавтостекло», ОАО «Московский завод по обработке цветных металлов», фабрика «Новая заря». В стадии самореформирования находятся такие крупные предприятия, как завод им. С. Орджоникидзе, ОАО «ЭНИМС», бывший завод «Красный пролетарий» и многие другие.
НИПИ Генплана разработаны предложения по реорганизации и развитию производственных зон ЮАО, в соответствии с которыми предполагается формирование четырех промышленных зон: Коломенская, Чертаново, Бирюлево, Котляково. На реорганизуемых производственных территориях предусматривается построить свыше 4 000 000 кв. м жилья, разместить общественные и деловые центры общей площадью более 15 000 000 кв. метров.
Вывод промзон позволит до неузнаваемости изменить облик округа. Здесь будет создана природно-рекреационная парковая зона, реконструирован стадион «Торпедо». Зона отдыха появится на месте нефтебазы, запланировано строительство нескольких пешеходных мостов в районе Симонова монастыря, под землю уйдет ЛЭП. Власти округа уверены, что реорганизация производственных зон позволит реализовать имеющийся потенциал по развитию туризма. На территории ЮАО по течению Москвы-реки расположены уникальные памятники оборонительного пояса столицы: Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, Симонов, Свято-Данилов, Николо-Перервинский монастыри, музей-заповедник «Коломенское». Расположенные вдоль набережной они тем не менее не доступны со стороны реки, так как пристани есть не везде, и, как следствие, в настоящее время водные туристические маршруты отсутствуют. Строительство и реконструкция здесь причалов позволит изменить ситуацию.
Кроме того, намечено строительство яхт-клуба в Нагатинском Затоне, нескольких гостиниц вместимостью до 12 000 мест.
Возведение столь крупных объектов повлечет рост транспортных потоков. Чтобы сделать проезд по территории округа быстрым и удобным, власти планируют начать строительство новых магистралей, уплотнить улично-дорожную сеть, построить несколько мостов и развязок, развить внеуличный транспорт. Также откроются новые станции метро на участках Марьино–Зябликово, Красногвардейская–Братеево.


 

Подготовил А. Ржаной