В МОСКВЕ ПОЯВИТСЯ ЕЩЕ ОДНА
ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ — ВОДНАЯ
Южный административный округ
традиционно считается спально-промышленным. С одной стороны, здесь
расположены жилые кварталы, каждый из которых сравним по населению с
небольшим городом, с другой — именно в ЮАО находятся производственные
зоны, равных которым нет ни в одном мегаполисе: 13 промзон общей
площадью более 2500 га занимают 45% территории округа.
В ближайшие несколько лет городские власти
планируют реорганизовать большинство промышленных зон, расположенных на
юге Москвы, что позволит создать здесь уникальные бизнес-инкубаторы,
оздоровить экологическую ситуацию, сделать доступнее для посещения
памятники истории и архитектуры.
Резкий спад производства, который начался еще 10–25 лет назад,
заставляет сегодня руководителей многих предприятий заниматься
самореформированием. На месте заводов и фабрик, которые некогда занимали
большую часть территории ЮАО, все чаще появляются так называемые
непроизводственные предприятия — склады, торговые и офисные центры.
С момента выхода постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2002
г. № 1065-ПП «О первоочередных мероприятиях по совершенствованию
механизма реорганизации производственных территорий города Москвы»
власти округа изучили деятельность почти 500 предприятий и организаций,
расположенных в производственных зонах Павелецкая, Варшавское шоссе,
Донские улицы, Верхние Котлы, Нагатино, Красный Строитель, Бирюлево.
Решения о ликвидации и перебазировании принимались по предприятиям с
устаревшим оборудованием, неконкурентной продукцией, с затрагивающими
жилые районы санитарно-защитными зонами.
В результате самой большой освобождаемой от предприятий промышленной
зоной обещает стать территория Электролитного проезда, где в скором
времени появится крупнейший в Европе Центр всесезонных видов спорта. Еще
один большой проект — технопарк Нагатино–ЗИЛ, который расположится на
месте выводимых цехов автогиганта.
Освободившиеся после вывода предприятий территории также планируется
отводить под жилищное строительство. Уже сейчас в бывших промзонах
построено около 33 000 кв. м жилья, более 90 000 кв. м общественных и
административно-деловых объектов. Так, на бывшей территории предприятия
«МАБШ» возведены три жилых дома (Варшавское ш., 16Б, корп. 1–3), в
промзоне Чертаново на Дорожной улице построен многофункциональный
торговый комплекс «Ритейл Парк», многофункциональный технопарк возведен
по адресу: Варшавское ш., влад. 47, корп. 3, в промзоне Павелецкая
выполнена реконструкция производственного здания под многофункциональный
комплекс. Кроме того, в промышленной зоне Павелецкая построен Центр
социальной и физической реабилитации спортсменов-инвалидов, на месте
кирпичного завода открылся торговый комплекс «Каширский двор», на бывшей
территории «Кожевенного завода» расположен известный комплекс «Форум-холл».
Ряд предприятий готовятся к перебазированию производства, например ОАО «Мосавтостекло»,
ОАО «Московский завод по обработке цветных металлов», фабрика «Новая
заря». В стадии самореформирования находятся такие крупные предприятия,
как завод им. С. Орджоникидзе, ОАО «ЭНИМС», бывший завод «Красный
пролетарий» и многие другие.
НИПИ Генплана разработаны предложения по реорганизации и развитию
производственных зон ЮАО, в соответствии с которыми предполагается
формирование четырех промышленных зон: Коломенская, Чертаново, Бирюлево,
Котляково. На реорганизуемых производственных территориях
предусматривается построить свыше 4 000 000 кв. м жилья, разместить
общественные и деловые центры общей площадью более 15 000 000 кв. метров.
Вывод промзон позволит до неузнаваемости изменить облик округа. Здесь
будет создана природно-рекреационная парковая зона, реконструирован
стадион «Торпедо». Зона отдыха появится на месте нефтебазы,
запланировано строительство нескольких пешеходных мостов в районе
Симонова монастыря, под землю уйдет ЛЭП. Власти округа уверены, что
реорганизация производственных зон позволит реализовать имеющийся
потенциал по развитию туризма. На территории ЮАО по течению Москвы-реки
расположены уникальные памятники оборонительного пояса столицы:
Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье, Симонов, Свято-Данилов,
Николо-Перервинский монастыри, музей-заповедник «Коломенское».
Расположенные вдоль набережной они тем не менее не доступны со стороны
реки, так как пристани есть не везде, и, как следствие, в настоящее
время водные туристические маршруты отсутствуют. Строительство и
реконструкция здесь причалов позволит изменить ситуацию.
Кроме того, намечено строительство яхт-клуба в Нагатинском Затоне,
нескольких гостиниц вместимостью до 12 000 мест.
Возведение столь крупных объектов повлечет рост транспортных потоков.
Чтобы сделать проезд по территории округа быстрым и удобным, власти
планируют начать строительство новых магистралей, уплотнить
улично-дорожную сеть, построить несколько мостов и развязок, развить
внеуличный транспорт. Также откроются новые станции метро на участках
Марьино–Зябликово, Красногвардейская–Братеево.
Подготовил А. Ржаной
|