В конце прошлого года в новом созыве Московской городской Думы была создана комиссия по государственной собственности и землепользованию. Ее председателем был избран депутат от нашего округа Олег Бочаров. Мы попросили Олега Евгеньевича рассказать о первых шагах комиссии.

— Олег Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о том, как строится работа комиссии.

— В 2010 году мы планируем рассмотреть 35 крупных нормативных актов, предложенных различными городскими структурами. Основным направлением работы комиссии, конечно, является совершенствование московской нормативной базы. Мы видим, где она дает сбой, и стараемся максимально быстро и эффективно решить проблему. Как правило, проблему обозначает тот или иной орган власти, который просит нас урегулировать интересы сторон и внести соответствующие коррективы.

— А какие законопроекты будут рассмотрены уже в этом году?

— Одним из важнейших законов, который будет рассмотрен на комиссии, является закон «О недрах». Казалось бы, где Москва и где недра? Но на самом деле этот вопрос касается почти половины москвичей. Недра — это все, что ниже пяти метров, поэтому любой подземный гараж — это уже сфера закона о недрах. Нам этот закон необходимо рассматривать с точки зрения его применения в Москве и, в крайнем случае, вводить исключительные меры. Для федеральных властей это неприятно, они вообще не очень любят исключений для Москвы, но в данном случае, я думаю, все крупные мегаполисы поддержат это исключение.

Другой важный вопрос ставит перед нами Департамент транспорта и связи. Он просит изменить 48-й закон города Москвы «О землепользовании в городе Москве». Важный вопрос и по остановочным пунктам, которые стоят пополам с какими-то ларьками, продающими пиво. Это вопрос не хозяйственный, а правовой. Надо разобраться — на каком основании они там стоят? Как правило, на основании какого-либо решения чиновника десятилетней давности. А легитимность этого решения кто-нибудь проверял? В то же время предприниматель постоянно извлекает прибыль, а поступления в казну города очень условны. Но вместе с тем встает вопрос: на каком основании ларьки убрать? Так что по этому вопросу необходимо прорабатывать механизм совместно с префектурами.

— Предполагаются ли какие-то инициативы для малого бизнеса?

— Да, мы будем рассматривать возможность внесения изменений в Земельный кодекс в части предоставления земельных участков субъектам малого и среднего бизнеса посредством проведения специализированных торгов. Но надо тщательно разбираться, насколько участники являются субъектами малого бизнеса. Надо обратить внимание на механизм проведения специализированных торгов, не будет ли это созданием специализированных условий. Ведь смотрите, что получилось: решение Москвы о снижении ставок арендной платы для малого бизнеса привело к появлению огромного количества посредников и спекулянтов. Мы не были к этому готовы раньше и не готовы сейчас. Инструменты защиты должны выстраиваться раньше, чем инструменты действия. Я думаю, мы со временем научимся это делать. Ведь позитивный, по сути, порыв раскрутить экономику города привел к тому, что раскрылись спекулянты. Получается так, что мы из средств города дотируем людей, не имеющих никакого отношения к экономике города.

— Какие, по Вашему мнению, проблемы в сфере имущественно-земельных отношений сейчас наиболее актуальны для города?

— Основная задача сейчас, в посткризисное время, — создание привлекательного для инвесторов рынка в городе. А для этого необходимо эффективно использовать то имущество, которое у города уже есть. Ведь у нас есть огромное количество пользователей, которые крайне неэффективно работают с имуществом, принадлежащим Москве. Снять нагрузку, связанную с дефицитом нежилых помещений, можно двумя способами — строить много новых помещений, но сейчас это невозможно, и второе — давайте поговорим об эффективности использования того имущества, которое у города уже есть. Это серьезнейший вопрос. Я считаю, городу нужна детальная инвентаризация всей собственности.

Другой проблемой является прозрачность рынка. Там, где непрозрачность управления, там и неэффективность. Ведь про коррупцию, я думаю, разговоры слишком раздуты. На самом деле мы больше выкидываем на ветер. Я в этом уверен. Мы в большинстве случаев неэффективно управляем тем, что имеем. Я считаю, что нужны широкие слушания по этим проблемам с участием игроков рынка, экспертов и журналистов.

— Как Вы относитесь к идее акционирования городских предприятий?

— У города есть немалое количество объектов, где инвестор очень хочет воспользоваться возможностью создания акционерных обществ. Я считаю, что акционерное общество не всегда будет самой эффективной формой хозяйствования для города, тем более, если это не 100-процентная «акционерка» города. Например, я уверен, что город управлять гостиницами эффективно не будет никогда. Всегда эти гостиницы будут убыточными, просто в силу специфики бизнеса. В таком бизнесе хозяин должен сам постоянно управлять всеми процессами. У нас в зачаточном состоянии находятся все формы взаимодействия в крупных «акционерках» между собственником и менеджментом. Поэтому тут о введении новых форм говорить рано еще. Давайте лучше отдадим эти гостиницы в доверительное управление. Так будет эффективнее. Надо по аналогу посчитать, сколько такая гостиница может приносить дохода, зафиксировать эту ставку, и мы будем гарантированно получать деньги в бюджет.

— Чего бы Вам хотелось добиться в работе с комиссией в этом году?

— Я хочу, чтобы уже в 2010 году комиссия приобрела характер реальной площадки обсуждения и принятия решений по конкретным проблемам в отрасли.

Беседу вела Д. Ворончихина__