«Каким образом можно доказать, что житель является недобросовестным плательщиком, или установить факт его проживания в квартире» — подобный вопрос довольно часто звучит на встречах специалистов управы с жителями района. Мы попросили ответить на него начальника ЕИРЦ района Чертаново Центральное Л.А. Борзенкова.

— Согласно ст. 2 и 3 Федерального закона от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», факт проживания гражданина в жилом помещении в течение определенного периода времени может быть подтвержден регистрацией гражданина по месту жительства или по месту пребывания в указанном жилом помещении. При этом регистрационный учет носит обязательный характер — граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Поэтому именно факт регистрации гражданина в жилом помещении является безусловным основанием для осуществления соответствующих начислений за коммунальные услуги.

Вместе с тем, помимо регистрации, факт проживания лица в жилом помещении может быть подтвержден иным образом, позволяющим достоверно установить указанное обстоятельство. При этом следует учесть, что сам по себе акт, составленный по результатам обследования помещений многоквартирного дома, подтверждает лишь факт нахождения лица в определенном месте и в определенное время, в связи с чем такого рода документ не может считаться достаточным правовым основанием, бесспорно свидетельствующим, что данное жилое помещение является для гражданина местом постоянного или временного проживания.

Основаниями для начисления платежей за коммунальные услуги собственнику (нанимателю) с учетом лиц, фактически проживающих в жилом помещении без регистрации, могут выступать:

• решение суда, подтверждающее факт проживания в жилом помещении, или прямо предусматривающее обязанность осуществлять начисление платежей за коммунальные услуги;

• заявление собственника (нанимателя), содержащее его волеизъявление на осуществление начисления платежей за коммунальные услуги с учетом лиц, фактически проживающих в жилом помещении без регистрации. Причем, как показывает практика, количество указанных заявлений находится в прямой зависимости именно от эффективности комиссионного обхода жилых помещений многоквартирного дома.

Таким образом, на основании заявления собственника жилого помещения, содержащего волеизъявление на осуществление начисления платежей за коммунальные услуги членам семьи, не зарегистрированным в данном жилом помещении, ЕИРЦ вправе осуществлять начисления за коммунальные услуги, исходя из количества проживающих граждан, в том числе с учетом мер социальной поддержки (льгот), правом на которые указанные жители обладают.

Вместе с тем, ст. 70 ЖК РФ установлено, что наниматель, с согласия в письменной форме членов свой семьи (в т.ч. временно отсутствующих), вправе вселить в занимаемое жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или, с согласия в письменной форме членов своей семьи (в т.ч. временно отсутствующих) и наймодателя, — других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов семьи.

Кроме того, необходимо отметить, что в целях упорядочения начисления платежей за коммунальные услуги, защиты прав и законных интересов граждан первостепенное значение приобретает своевременное устранение нарушений правил регистрационного учета при их выявлении, а также неукоснительное соблюдение нормативных правовых актов в части административной ответственности лиц, находящихся в городе Москве без регистрации по месту пребывания и по месту жительства.

Согласно ст. 153 ЖК РФ обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги лежит на:

• нанимателе жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

• арендаторе жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

• нанимателе жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного и муниципального фонда с момента заключения такого договора;

• члене жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

• собственнике жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ст. 158 ЖК РФ).

При этом, за редким исключением, даже в том случае, если в жилое помещение вселены временные жильцы, отвечающими за внесение всей суммы платежа за ЖКУ все равно остаются перечисленные лица. Это позволяет при наличии своевременных, обоснованных и достоверных данных включать начисления на временных жильцов в основные платежные документы.

При этом учитывается их обязанность оплачивать и такие виды коммунальных услуг, плата за которые взимается исходя из количества пользователей. В частности, от количества проживающих в квартире граждан, при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета, зависит оплата холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плату за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Согласно распоряжению префекта ЮАО г. Москвы П.П. Бирюкова от 10 октября 2005 г. № 01-41-2812 «О порядке перехода на оплату услуг водопотребления по показаниям ОДПУ» при превышении нормативного водопотребления распоряжением главы управы района создается комиссия под председательством главы управы в составе представителей управы, ГУП ДЕЗ района, ОВД района, МГУП «Мосводоканал», ОАО «МОЭК» и представителей жильцов дома для установления и устранения причин сверхнормативного водопотребления, в том числе для обследования внутридомовых и внутриквартирных сетей и оборудования. После устранения причин несанкционированных потерь воды или несоответствия параметров (температуры, давления и т.д.) комиссией принимается решение о переходе на оплату по показаниям приборов учета (по принципу «усредненное по дому» или по тарифу) и доводится для сведения жителей. Таким образом, вопрос о создании комиссии для проверки внутридомовых сетей и оборудования на предмет утечки воды, в том числе аварии на трубопроводе, не входит в компетенцию ГУ ЕИРЦ района.

С целью оплаты за фактически потребленные коммунальные ресурсы целесообразно установить квартирные приборы учета (КПУ) водопотребления.__