УПРАВЛЕНИЕ ГАРАЖНОЙ ПРОБЛЕМОЙ
В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РАЙОНЕ ГОРОДА МОСКВЫ

На основании данных, предоставленных Управлением ГИБДД ГУВД по городу Москве, по состоянию на 1 января 2008 г. населению, постоянно проживающему на территории Южного административного округа, принадлежит 400,2 тыс. легковых автомобилей. Приведенные показатели послужили исходными данными для последующих расчетов требуемого количества машино-мест для хранения легковых автомобилей постоянно проживающего населения районов округа.
Кроме того, по прогнозным данным в Москве наблюдается динамика ежегодного прироста 3%. В соответствии с прогнозными показателями к 2010 г. количество автомобилей, находящихся в личном пользовании, только по Южному округу увеличится примерно на 36,5 тыс. машин.


Уже сейчас видно, что увеличение парка автомобилей, связанного, безусловно, с ростом благосостояния населения, привело к тому, что наши дворы, а зачастую газоны, тротуары и детские площадки заполонили машины, принадлежащие жителям близлежащих домов. Кроме того, некоторые граждане, работающие водителями большегрузного транспорта, используют дворы и улицы нашего района для отстоя автомобилей в вечернее время и выходные дни.
Жители примыкающего к району Чертаново Центральное района Бирюлево часто используют парковочные площадки торговых центров, дворы, а также тротуары нашего района как перехватывающие парковки, так как в Бирюлеве нет своей станции метро и очень удобно, оставив машину недалеко от метро, отправиться по своим делам в город, используя общественный наземный и подземный транспорт. С одной стороны, это, конечно, не плохо и с экологической точки зрения, и с точки зрения организации дорожного движения в целом по городу, но от этого страдают жители нашего района. Автовладельцы нашего района также готовы отказаться от использования личного транспорта по городу, но все равно приезжают к метро на личном автотранспорте.
Проблема обеспечения сохранности личного автотранспорта в течение многих лет также остается одной из сложных для города Москвы, что обусловлено быстрорастущим количеством автотранспорта, ограниченным числом гаражей, стоянок, высокой стоимостью машино-мест в многоэтажных гаражах и паркингах, неуменьшающейся статистикой ежегодно угоняемых автомобилей. Естественно, администрация района обеспокоена существующим положением и ищет пути и способы решения этой проблемы. С этой целью в первую очередь было проведено исследование существующего положения дел. В настоящее время, по данным ГУП «НИиПИ Генплана Москвы», средний уровень насыщения легковым автотранспортом районов ЮАО составляет около 239 автомобилей на 100 жителей. Анализ результатов состояния гаражного строительства показывает, что подавляющую часть машино-мест составляют места в боксовых плоскостных гаражах.
В районе Чертаново Центральное при численности населения 103,8 тыс. человек имеется 15 590 мест организованного хранения автомашин. Обеспеченность жителей машино-местами в районе составила 37%. К сожалению, большинство автомашин располагаются на так называемых плоскостных автостоянках. Причем подавляющее большинство этих автостоянок в настоящее время не имеют законных оснований на существование, практически у всех них закончены договора аренды земельных участков. Так как земля в Москве дорогая, очень расточительно использовать плоскостные сооружения.
В управу района Чертаново Центральное обращается большое число жителей с просьбой решить проблему хранения личного автотранспорта. Поступают различные обращения, причем противоречивые. Граждане, у которых имеются автомашины, просят решить вопрос следующим образом: оставить незаконно установленные металлические гаражи-укрытия, прозванные в народе «ракушками», и установить новые.
Вспомним что первые металлические укрытия для автомашин, получившие название «ракушка», появились в Москве в начале 1990-х гг. В наши дни хаотично установленные и пришедшие в ветхое состояние тенты нарушают внешний облик столицы. Причем большая часть их используется не по назначению, представляя угрозу и опасность из-за хранения в них взрыво- и пожароопасных веществ. Большинство тентов установлено на газонах, разворотных, гостевых, детских и спортивных площадках, вблизи жилых домов, школ, детских садов и поликлиник, в охранной зоне инженерных коммуникаций. Проблема самовольного размещения металлических тентов остро стоит при организации ремонтных работ на инженерных коммуникациях, особенно при ликвидации аварийных ситуаций, при проведении благоустройства внутридворовых территорий, а также освобождении земельных участков под новое строительство. Такое положение вызывает справедливое недовольство жителей Москвы, вынуждает органы государственной власти принимать решительные меры по упорядочению размещения металлических тентов и их эвакуации.
Сегодня в Москве проводятся мероприятия по комплексному благоустройству дворовых территорий, однако хаотично поставленные металлические тенты (гаражи-«ракушки») препятствуют реализации этой программы. Кроме того, такие гаражи повышают опасность совершения террористического акта внутри дворов, затрудняют проезд машин, оказывающих помощь при тушении пожаров в жилом секторе, проезду «Скорой помощи», милиции, а также препятствуют уборке внутридворовых территорий.
В настоящее время с целью упорядочения взаимоотношений владельцев хаотично расположенных гаражей в районе проведена инвентаризация установленных металлических гаражей-укрытий и определена приоритетность их вывода. В результате инвентаризации выявлено следующее. Большая часть гаражей установлена в нарушение земельного законодательства. Основанием для размещения (установки) гаража-«ракушки» является распоряжение префекта округа о выделении земельного участка. В распоряжении указывается причина выделения земельного участка, сроки и цель использования. Такие земельные участки выделяются инвалидам, получившим автомобиль бесплатно, по линии соцзащиты. И таких металлических тентов в районе меньшинство.
Все остальные гаражи, установленные в нарушение действующего законодательства, считаются самовольно возведенными некапитальными постройками. В соответствии с существующим законодательством лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такая сделка является ничтожной.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Также лицо, осуществившее самовольное строительство, обязано привести земельный участок в соответствие с его функциональным назначением.
В соответствии с п.2.2.3. Положения об управе района управа района принимает в установленном порядке меры по сносу объектов, размещенных с нарушением нормативно-правовых актов города Москвы.
По поручению мэра Москвы, в целях реализации инициативы жителей города по строительству многоэтажных гаражей-стоянок за счет собственных средств населения в городе разработана и реализуется программа «Народный гараж», которая призвана, при содействии органов исполнительской власти, повысить доступность приобретения машино-мест по себестоимости строительства для хранения индивидуального транспорта жителей города.
В настоящее время управа района в соответствии с правовыми актами города Москвы проводит определенную работу по созданию условий хранения личного автотранспорта жителей района. В соответствии с городскими программами осуществляются меры по строительству многоэтажных гаражей и паркингов, оформлению стоянок для размещения автомобилей и металлических тентов.
Сейчас в районе начаты мероприятия по сносу незаконно установленных гаражей и организации на их месте открытых стоянок. Представляется более эффективным способом решения проблемы строительство на месте плоскостных автостоянок наземных не отапливаемых паркингов, тех самых «этажерок», максимальная себестоимость машино-места в которых составит примерно 200 тыс. рублей. Дело в том, что строительство таких гаражей не требует подведения специальных коммуникаций, связанных с отоплением, водой и канализацией. Единственное, что необходимо — это подключить электричество для освещения помещений. Кроме того, это не дом, здесь не требуются возведение защитных стен или затраты на эстетику проекта. Наконец, данные «этажерки» можно строить, где угодно и в какой угодно конфигурации, для них подойдут любые территории, в том числе и те, где сейчас стоят «ракушки». В настоящее время управа района совместно с ГИБДД занимается решением вопроса с организацией в нашем районе перехватывающих парковок, платных охраняемых стоянок и строительством на месте существующих плоскостных автостоянок многоэтажных легко возводимых типовых паркингов.
В Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы разработаны и уже приняты четыре типовых проекта легко возводимых многоэтажных гаражей. Новые многоэтажные гаражи можно будет строить на месте уже имеющихся плоскостных автостоянок, так как если рассматривается вопрос реконструкции, то нет необходимости получать данный земельный участок по конкурсу.
Себестоимость машино-места в таких гаражах составит до 200 тыс. рублей. Надеюсь, что такие гаражи будут более доступны для инвалидов. Ширина машино-места в гараже составит не менее 3,5 метров. Пути передвижения пешеходов по гаражу не будут пересекаться с ходом движения автомобилей.
По информации первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константина Королевского, в этом году будет доработан и внесен в Мосгордуму законопроект «О размещении автотранспортных средств в Москве».
Ну и наконец приведу информацию о перспективах размещения автомашин в нашем районе в самой ближайшей перспективе.
Сначала о строительстве капитальных, встроено-пристроенных гаражах в жилых домах-новостройках, запланированных к вводу в 2008–2010 гг.:
• Чертановская ул., влад. 43 — подземная автостоянка на 220 машино-мест;
ввод 2009 г.;
• Кировоградская ул., влад. 24 — подземный 2-этажный гараж на 260 машино-мест; ввод 2008 г.;
• Кировоградская ул., влад. 22Б — подземная автостоянка на 230 машино-мест; ввод 2008 г.;
• Днепропетровская ул., 25 — подземная автостоянка-гараж на 240 машино-мест; ввод 2008 г.;
• Днепропетровская ул., 18 — подземная автостоянка-гараж на 185 машино-мест; ввод 2008 г.;
• Красного Маяка ул., влад. 15 (дом ЖСК) — подземная автостоянка на 120 машино-мест; ввод 2009 г.;
• Красного Маяка ул., влад. 13-4 — подземная автостоянка на 360 машино-мест; ввод 2009 г.
По этому же адресу планируется строительство отдельно стоящего паркинга на 900 машино-мест. На 7 и 9 этажах стоимость машино-места составит от 350 тыс. рублей. Для пользователей автостоянки ПАСК «Битца» покупка будет приоритетна.
Определены также первоочередные адреса планируемых под реконструкцию плоскостных автостоянок (на месте существующих планируется строительство многоэтажных легко возводимых паркингов):
1. МГСА № 24 — Чертановская ул., 48, корп. 2; в настоящее время вместимость данной стоянки 114 машино-мест;
2. МГСА № 25 — Красного Маяка ул., влад. 13; в настоящее время вместимость данной стоянки 65 машино-мест;
3. МГСА № 59 — Красного Маяка ул., влад. 18; в настоящее время вместимость данной стоянки 126 машино-мест;
4. МГСА № 78 — Чертановская ул., влад. 30 А; в настоящее время вместимость данной стоянки 52 машино-места;
5. ПАСК «Вавилон» — 1-й Дорожный пр-д, 4А; в настоящее время вместимость данной стоянки 71 машино-место;
6. ГСК «Днепр» — Варшавское ш., 127; в настоящее время вместимость данной стоянки 85 машино-мест;
7. МГСА № 15 — Варшавское ш., 127; в настоящее время вместимость данной стоянки 144 машино-мест.
Сегодня земельные участки по вышеуказанным адресам проходят проверку и согласование в различных инстанциях (территориальный отдел землепользования, архитектурно-планировочное управление, отдел подземных сооружений и т. п.). После согласования будет проводиться привязка проекта на местности. Уже после прохождения организационно-оформительских процедур к работе подключится инициативная группа.
Целесообразно будет организовать новое юридическое лицо, которое при поддержке управы заключит договор с организацией-застройщиком, с жителями, которые выступят соинвесторами строительства этих легко возводимых парковок. Для нас это дело новое, поэтому вопрос решается не так быстро, как хотелось бы. Но в Москве уже такой опыт имеется, и, надеюсь, что и у нас тоже получится.

Глава управы района
Чертаново Центральное
О.М. Шефель.


.