Правительство Российской Федерации считает задачу увеличения рождаемости одной из приоритетных. Вместе с тем внимания и серьезного решения заслуживает и проблема сирот, которых, по неофициальным данным, в стране насчитывается более 700 тысяч.

В настоящее время в государственных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся дети, остро нуждающиеся в любви, ласке и тепле семейного очага. Есть много неравнодушных семей, которые по разным причинам не могут взять ребенка на постоянное проживание, но готовы оказывать помощь воспитанникам детских домов, приглашая их в свою семью на выходные, праздничные дни и каникулы. Эти люди знают, что дети, находящиеся в детских домах, многое недополучают, социально запущены, и очень хотят по мере собственных возможностей совершенно бескорыстно им помочь.

Конечно, семьи, приглашающие в гости детей из детских домов, переживают, что берут ребенка лишь на время, чтобы вывести его из той обстановки, в которой он живет, но в дальнейшем не будут усыновлять его или брать под опеку. Не наносит ли это психологическую травму ребенку? Зачем это нужно детям?

Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду? Как отразится на детях возвращение в детский дом, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Кто-то пытается взвесить — чего больше в подобной ситуации: радости и пользы или травм и разочарования?

Хотелось бы привести высказывание одной женщины, которая берет в гости нескольких детей: «Детям в детском доме плохо, очень плохо. Мальчик Сашенька при раздевании похож на маленького дохленького скелетика — тщедушное щупленькое тельце, ручки, ножки-палочки. У Федора застарелый бронхит — всю ночь жутко кашляет. Руслан ночью перекатывается маятником от одного края кровати к другому. Это качание прекращается, когда я дотрагиваюсь рукой до его плеча. Руслана в детском доме сильно обижают — ведь он нерусский. Как плакал Сашенька, когда при возвращении в детский дом мы не нашли его носочек. Он представил, какое наказание его ожидает за потерю, и никак не мог успокоиться. А плачут-то они как: маленькое беззащитное существо сбивается в комочек и беззвучно льет слезы. Конечно, брать ребенка к себе домой и возвращать обратно — это не слишком здорово. Но предоставить беспросветное пребывание в детдоме без передышек — это плохо вдвойне!» Психологи, работающие в детских домах, говорят: польза от того, что детей берут в гости, пусть даже на короткое время, несомненно, есть. Во-первых, ребенок видит образец семейных отношений, видит, что такое семья. Ведь только четверть выпускников детских домов создают свои семьи, и, скорее всего, это те дети, которые знакомы с семейной жизнью. Во-вторых, у ребенка появляется человек, значимый для него, который им интересуется, который для него что-то делает. Это тоже очень важно. Ведь ребенок может позвонить по телефону и просто сказать: «Тетя Наташа! Я сегодня математику не сделала, у меня что-то не получается» или напомнить: «У меня скоро день рождения…» Уже завязываются психологические, человеческие отношения, это очень важно для ребенка. Ребенок, которого берут в гости, очень многое узнает, лучше развивается — его куда-то водят, что-то показывают, рассказывают. Ведь многие воспитанники детских домов дальше забора ничего не видят и не знают. Для полноценного развития очень важны новые впечатления. Почему дети в интернатах плохо учатся? Потому что у них суженный кругозор, он замкнут на узком мирке.

Часто, приглашая ребенка на выходные или каникулы в гости, люди проводят его медицинское обследование, лечение, например, приводят в порядок зубы, вылечивают застарелый кашель, до чего в детском доме у штатных медсестер просто не доходят руки.

Вот еще некоторые высказывания людей, имеющих опыт семьи «выходного дня»: «Я уверена, что пользы гораздо больше, чем вреда. Вы помогаете ребенку выйти за рамки, созданные системой, увидеть, как оно бывает в другой, не детдомовской жизни. Да, конечно, будут переживания, но вместе с ними и мысли о будущем, строить и планировать которое в стенах казенного дома они не научатся»; «Он узнает, что хлеб растет не по кусочкам на дереве, а отрезается от булки, которая покупается за деньги в магазине. Что суп не появляется сам собой в кастрюле, а готовится в результате многих операций с разными продуктами. Что в автобусе платят за проезд и многое, многое другое. Очень многие детдомовские дети не знают этого до 16 лет, пока не попадут во взрослую жизнь».

Действующее законодательство предоставляет возможность таким детям временно находиться в семьях граждан.

Эту форму устройства называют семьей «выходного дня ». Подобная форма передачи детей — возможность приобретения опыта жизни в семье, опыта общения, умения общаться с близкими, опыта принятия решения и разрешения проблемных жизненных и бытовых ситуаций.

Без семьи ни один человек не может стать счастливым.

Мы обычно утверждаем:

дети — наше будущее. Это верно, но они и наше настоящее. С будущим общаться невозможно, будущему нельзя утирать нос, гулять с ним… Подготовлено по материалам, предоставленным отделом опеки и попечительства.

Продолжение в следующем номере Неравнодушных людей просим обращаться за разъяснениями в отдел опеки и попечительства муниципалитета Чертаново Центральное по адресу: Днепропетровская ул., 3, корп. 5.

Часы приема:

понедельник с 14.30 до 17.30, четверг с 10.00 до 12.00.