22 ИЮНЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ

И СКОРБИ

 

Все дальше от нас 22 июня 1941 года — день начала Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых ветеранов — участников тех трагических и героических событий. Но в сердцах людей жива и вечно будет жить память о миллионах, павших на полях сражений, замученных в концентрационных лагерях, умерших от голода в осажденных городах.
22 июня — дата для россиян особая. В этот день не принято собирать шумных застолий, произносить громких речей. Мероприятия, проводимые во всех районах столицы, обычно немногочисленны. Подавляющее большинство ветеранов уже не в силах добраться до памятных мест, чтобы почтить память погибших товарищей. А молодежь в массе не проявляет должного внимания к теперь уже далекой истории государства.

Проведенный недавно опрос показал, что только две трети россиян знают точную дату начала Великой Отечественной войны. Треть — преимущественно молодые люди, недавно окончившие среднюю школу, путаются с датой, неточно называют год. Около 10 процентов россиян не знают точной даты окончания войны. Цифры, мягко говоря, настораживающие. Вероятно, в историческом равнодушии виновато в том числе и старшее поколение, которое за последние 60 лет неоднократно переписывало историю страны.
Именно поэтому инициатива президента об увеличении ответственности составителей школьных учебников представляется сегодня особенно актуальной. «Нельзя навязывать позицию по некоторым оценкам новейшей истории, нельзя навязывать любую другую точку зрения, в том числе которая кажется представителям сегодняшней власти правильной», — сказал Владимир Путин на недавней встрече с историками.
Слова президента России легко укладываются в доктрину суверенной демократии, предложенную Кремлем, но еще
не нашедшую отражения в учебных пособиях. Президент сетовал на «кашу» и в головах преподавателей, и в обществе. На попытки «недопустимой и даже оскорбительной для нашего народа интерпретации хода истории, и в частности результатов Великой Отечественной войны».
Примирить плюрализм в оценке исторических событий и патриотическую роль истории и обществоведения в воспитании российской молодежи, считают педагоги, историки, участники вошедших в новейшую историю событий, сможет постоянная, широкая дискуссия между учеными, преподавателями, представителями власти и общественности.