Права и законные интересы несовершеннолетних нарушаются различными категориями лиц, а также учреждениями, органами и организациями при разных обстоятельствах, различным образом и способом.

Нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних является социально опасным явлением, потому что никто не может знать заранее, кто и каким образом посягнет на права ребенка.

В последнее время участились случаи нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей), то есть лиц, на которых в соответствии с законом в первую очередь возложена обязанность по защите прав и интересов детей, заботе об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Нарушения прав детей зачастую происходят в результате неисполнения родителями своих родительских обязанностей, то есть, по сути, в результате их бездействия. Это происходит, когда родители длительное время не оформляют ребенку свидетельство о рождении, гражданство, паспорт, не осуществляют его регистрацию по месту жительства или не выплачивают денежные средства на его содержание, а также не хотят выполнять должным образом своих прямых обязательств по содержанию, воспитанию и обучению ребенка.

Причинами такого поведения являются как обыкновенная пассивность родителей, их нежелание осуществлять защиту прав своих детей, так и нежелание заботиться о собственном ребенке, а также стремление переложить свои родительские обязанности на других лиц.

В семьях, где родители сознательно уклоняются от выполнения своих родительских обязанностей, помощь нужна не только ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, но и нерадивым родителям, чье сознание не готово быть «порядочным и заботливым» родителем. Многие родители заводят детей едва достигнув совершеннолетия, то есть другими словами, они сами еще, по сути, дети. Такая категория психологически не готова быть хорошими родителями. Дети в таких семьях становятся ненужными и «брошенными». Со стороны родителей не уделяется внимания и заботы ребенку, а порой он становится для них обузой, «предметом раздражения» и «виновником» всех их нереализованных мечтаний. Такие семьи часто распадаются. У родителей возникает ненависть друг к другу, а ребенок становится «камнем преткновения» в их спорах. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, страдают алкогольной зависимостью или наркоманией. В таких семьях ребенок не обеспечивается необходимым количеством пищи, одежды, сна.

Алиментные обязательства со стороны родителей часто не выполняются. Они забывают о них, но хорошо помнят о своих родительских правах и требуют их неукоснительного соблюдения, так, например, когда алименты на ребенка родитель не выплачивает, но предъявляет в суд иски о порядке общения с ребенком, требуя от суда защиты своего нарушенного права (общения с ребенком). Зачастую такое общение сводится лишь к тому, чтобы досадить другому родителю и настроить ребенка против него, само же состояние ребенка, его чувства, переживания в такой ситуации никого не заботят. Можно смело заявить, что часто причиной негативного отношения детей к одному из родителей является поведение самого родителя, нередко это приводит к выраженным психологическим нарушениям у ребенка, хотя родители это осознавать не хотят.

Трагедии случаются и в благополучных семьях, где ребенок желанный и оба родителя испытывают искреннюю любовь и привязанность к нему. Желать и любить ребенка — еще не значит быть хорошим родителем. Стремление родителей, чтобы их ребенок стал «идеальным», но незнание, как этого достичь, выражается в том, что в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания или оскорбления. Таким образом, родители своими действиями или бездействием, нарушая права и законные интересы детей, попадают под общественное порицание, административную или уголовную ответственность.

В Российской Федерации на местном уровне функция защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), деятельность которых регламентируется федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации: Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Законом города Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», Законом города Москвы от 28 сентября 2005 г. № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с законодательством комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия — употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не являющиеся преступлением или административным правонарушением;

4) участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей (далее — законные представители), не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение;учет лиц данных категорий;

5) осуществление мер по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) выявление и анализ причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;

7) рассмотрение материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность, а также рассмотрение дел о поведении, отклоняющемся от дозволенного правовыми нормами или нормами морали, и об антиобщественных действиях;

8) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебновоспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

9) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

10) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебновоспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

11) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

12) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей, законных представителей;

13) иные задачи, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Рассмотрим одну из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних. Задача комиссии — предупредить и предотвратить правонарушение или преступление в отношении несовершеннолетнего — очень сложная и требует огромных усилий и добросовестного отношения к должностным обязанностям со стороны сотрудников комиссии. Для выполнения указанной задачи районная комиссия в соответствии с пп. 6 п. 5 ст. 6 Закона города Москвы от 13 апреля 2005 г. № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» была наделена полномочиями рассматривать материалы и дела, применять меры воздействия в отношении родителей, законных представителей несовершеннолетнего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего.

При необходимости сотрудниками ОВД по району Чертаново Центральное на родителей несовершеннолетних составляются административные протоколы по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних детей. Санкцией по данной статье является предупреждение или административный штраф. Комиссия вовремя выявляет или реагирует на поступающую из учреждений (социальной защиты населения, дошкольных и школьных образовательных учреждений, органов здравоохранения и других источников) информацию о социально неблагополучной семье и нарушении прав и законных интересов несовершеннолетнего. После чего сотрудники комиссии в кратчайшие сроки координируют деятельность уполномоченных органов и совместно с ними отслеживают выявленную (поступившую)информацию.

Сотрудниками КДНиЗП совместно с сотрудниками ОВД по району Чертаново Центральное на протяжении длительного времени отслеживается и проводится профилактическая работа с неблагополучными семьями. Материалы в отношении неблагополучных семей рассматриваются на заседаниях комиссии, и к ребенку или родителю применяются такие меры воздействия, как общественное порицание, предупреждение, выговор, строгий выговор и т. д. в соответствии со ст.ст.18, 19 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.

В семьях, где родители не в полной мере осознают необходимость получение ребенком общего образования, которое обязательно в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», незнание родителей или просто их халатность может привести к тому, что ребенок может не получить гарантированное государством образование. В этом случае сотрудники комиссии совместно с администрацией учебного заведения проводят разъяснительную работу как с несовершеннолетним, так и с его родителями.

По состоянию на 1 июня 2009 г. на КДНиЗП рассмотрен 21 материал по ст. 5.35 КоАП РФ. На учете в КДНиЗП состоит 28 неблагополучных семей. Периодически сотрудники комиссии проводят обследование жилищно-бытовых условий этих семей, при котором отслеживают условия для проживания несовершеннолетнего.

Для того чтобы снизить нарушение прав детей со стороны родителей (законных представителей), сотрудники комиссии регулярно проводят индивидуальную работу с каждой неблагополучной семьей, разъясняя необходимость соблюдения норм права и поведения как несовершеннолетними, так и родителями.

С целью раннего выявления и предотвращения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних сотрудники КДНиЗП в средствах массовой информации, на встречах с населением, проводимых управой района, в детских дошкольных и образовательных учреждениях, говорят о необходимости сообщать подобного рода информацию в комиссию. Прием граждан по вопросам ведения комиссии осуществляется ежедневно в рабочие дни с 9.00 до 18.00.

Сотрудники КДНиЗП совместно со специалистами отдела досуга и спорта организуют досуг несовершеннолетних. Детям из неблагополучных семьей и состоящим на учете в КДНиЗП предоставляется возможность заниматься в бесплатных кружках, расположенных на территории района. Сотрудники КДНиЗП совместно с МЦ «Дети улиц» организуют летний и зимний отдых несовершеннолетних. МЦ «Дети улиц» предоставляет несовершеннолетним, состоящим на учете в КДНиЗП, бесплатные путевки в лагеря Подмосковья и санатории, расположенные на побережье морей.

Если имеются сведения о несовершеннолетних, их родителях, законных представителях и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних, просим обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Центральное по адресу: Днепропетровская ул., 3, корп. 5, кабинет № 1; телефон: 315-06-00.

Главный специалист — ответственный секретарь КДНиЗП О.Л. Марченко