ИГРУШЕЧНЫЕ ДРЕВНОСТИ

 

Можно смело утверждать, что самые первые игрушки в Москве были самодельными. Такие еще в недавние времена можно было встретить в деревнях — погремушки из надутого бычьего пузыря или гусиного горлышка с насыпанным внутрь сушеным горохом; куклы из тряпочек или связанные из соломы; свистульки из веточек и тростника; скрепленные из лучинок трещотки и ветряки.
Жизнь древних игрушек, сделанных из непрочных материалов, была обычно недолгой, и как они выглядели, мы можем только догадываться. Лишь однажды в Москве во время археологических раскопок был найден мячик, в который играли много веков назад. Он был сшит из кожи и набит шерстью. Такой мячик обычно предназначался для лапты, но им могли играть и в другие игры.
Гораздо лучше сохраняются в земле вырезанные из дерева игрушки. Правда, в Москве их найдено довольно мало, поэтому говорить о таких игрушках лучше на примерах археологических находок из других русских городов, в грунте которых дерево сохраняется лучше. Очень распространенной на Руси деревянной игрушкой были лошадки-коники. Часто такую лошадку переделывали в игрушку-каталку, для чего прикрепляли снизу колесики из чурбачков. Вырезали из дерева и изображения других зверей и птиц, а также кукол, в основном в виде запеленатых младенцев.
Из дерева делали и игрушечное оружие. Как и сейчас, в Древней Руси мальчишки любили играть в войну. Деревянные мечи очень напоминали уменьшенные копии настоящего оружия. Детский арсенал дополняли деревянные копья, кинжалы и луки со стрелами. Похоже, что стрельба из луков была в старину излюбленной забавой. Несколько игрушечных стрел было найдено и в Москве. Интересно, что наконечники этих вырезанных из дерева стрел повторяли по форме настоящие железные наконечники, предназначенные для стрельбы по разной дичи. Возможно, тут была уже не забава, а учеба для будущей охоты.
Больше всего в Москве сохранилось и дошло до наших дней игрушек, сделанных из обожженной глины. Их в большом количестве находили во время раскопок в Зарядье, в Гончарной слободе близ устья Яузы, а также на Арбате. Самые простые игрушки представляли собой подобие человеческой головы с плечами. Такую игрушку надевали на палец, изображая человека. Возможно, что снизу прикреплялся еще цветной лоскут, имитирующий одежду. С помощью таких фигурок перед малышом можно было разыграть настоящее кукольное представление.
Московские гончары достигли большого умения в изготовлении фигурок животных. Наиболее распространены были коники всех видов. Иногда внутри фигурки лошадки делали полость, куда клали камешек. Тогда «скачущий» коник мог при игре по-настоящему «цокать копытами». Любимыми персонажами были и медведи, причем изображались явно не дикие звери, а те ручные мишки, которых водили по улицам на потеху москвичам. Забавляли детей и игрушечные собачки с весело загнутыми хвостами. А глиняные птички могли даже петь. Они представляли собой свистульки. Если в нее дуть, попеременно зажимая отверстия на крыльях, то птица издавала напевные трели.
А вот глиняные фигурки людей были выполнены с такой точностью деталей, что и сейчас мы можем легко представить, как выглядели москвичи XVI—XVII вв. Вот мужчины в подпоясанных рубахах, в сапогах с загнутыми носами и шапках разных фасонов, женщины в длинных до земли платьях. Есть и жанровые сцены — повар несет под мышкой гуся, музыкант играет на дудке, знатный человек, подбоченясь, едет верхом на лошади.
Если об игрушках обычных детей мы можем судить в основном только по результатам археологических раскопок, то о том, во что играли в старину при царском дворе сведений гораздо больше. Впрочем, у царских детей были и простые игрушки, которые закупались для них в главном игрушечном Потешном ряду на Красной площади. Так известно, например, что в 1635 г. для шестилетнего царевича Алексея (будущего царя Алексея Михайловича, отца Петра I) приобрели у торговцев деревянных баранчиков, кожаных птичек и «иных всяких потех». В списках дворцовых закупок постоянно встречаются деревянные коники, барашки, козлята, ястребы и петушки, а также львы, черепахи и сказочные кентавры. Часто среди покупок упоминают вырезанные из дерева фигурки людей, изображавших в том числе различные бытовые сцены — толчение в ступе, прядение, торговлю с лотка. Нередко игрушечных людей покупали вместе с потешным возком и впряженными в него деревянными лошадками.
Иногда игрушки составляли целый город. Так для трехлетнего царевича Алексея, сына царя Петра, в разные месяцы было приобретено несколько «потешных городков» с башнями, беседками и шатрами. Были там и вертящиеся карусели, а также колодцы с воротом и ведрами на шелковых нитках, школа с учениками, прядильня с пряхами, мельница с жерновами, кузница, пороховой завод и даже свадебная беседка и дом повивальной бабки с роженицей. Обитателями городков были богато украшенные куклы, которые сидели в беседках или разъезжали в резных каретах и возках. Имелись идущие строем солдаты с барабанами и знаменами, скоморохи с медведем, псари с собаками. Последние могли охотиться в игрушечном лесу, в котором водились вырезанные из дерева лоси и олени. Был у царевича и игрушечный монашеский скит, сделанный придворными столярами, — где-то полметра в длину и ширину. В центре находилась келья монаха, в одном углу часовня, в другом — колодец, окружали скит деревья.
Многие из царских игрушек являлись настоящими драгоценностями, как, например, золотой змей, украшенный финифтью, яхонтами и изумрудами. Иногда такие драгоценные игрушки составляли целые наборы, как, например, сделанные из золоченого серебра женщины-прислужницы, которые держали в руках различные виды посуды. Был и серебряный мужик, пахавший сохой на такой же лошади. Для «потехи» царевичей и царевен служили и сделанные из серебра кораблики. Кораблики имели колесики, чтобы возить по полу, но, наверное, не менее интересно их было просто рассматривать. Сохранилось описание одного из таких серебряных судов. Нос его украшало изображение сказочной ехидны. Кораблик имел три мачты с тремя парусами, на каждой мачте развевались цветные флаги. На палубе стояли шесть отлитых из серебра матросов, еще четыре матроса карабкались на ванты.
Серебряные и золотые игрушки хранились вместе с прочими драгоценностями в дворцовом хранилище, откуда их только изредка приносили поиграть царским детям.
Большое значение придавалось при дворе воинским игрушкам. В будущем царе следовало с самого начала воспитывать полководца. В пять лет, а то и раньше царевич получал сделанный по его размеру полный железный доспех, изготовленный придворным латных дел мастером, а среди драгоценных игрушек имелся осыпанный самоцветами пистолетик. В воинских играх царевичу помогали малолетние слуги, из которых можно было составить настоящее детское войско. Для снаряжения этого войска предназначались барабаны, знамена и разного рода игрушечное оружие — пищали, пистоли, сабли, топорики, копья, булавы и даже пушки, которые делались из липового или кленового дерева и раскрашивались киноварными красками, сусальным золотом и серебром. Как известно, юный царь Петр, в конце концов, снабдил своих «потешных» и более серьезным вооружением.
С XVIII в. в России возникает массовая игрушечная промышленность. Правда, знать теперь покупала заграничные игрушки — из Нюрнберга, Страсбурга и Лиможа. Однако большинство русских детей играли в отечественные игрушки. Настоящей игрушечной столицей стал Сергиев Посад. Паломники, стекавшиеся к святыням Троице-Сергиевой лавры, охотно покупали у местных жителей забавных деревянных зверей и птичек, чтобы, возвратившись домой, порадовать детей. Позднее сергиевские мастера начали делать игрушки и из папье-маше. После войны 1812 года особенно популярными стали фигурки военных в яркой форме. Также дети любили изображения экзотических животных — львов, верблюдов, слонов.
И в заключение расскажем историю игрушки, ставшей символом России. Речь, конечно, пойдет о матрешке. Как ни странно, появилась матрешка сравнительно недавно и происхождение ее связано с далекой от России Японией. В самом конце XIX в. в московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» попала деревянная кукла, изображавшая легендарного японского мудреца Фукурума. Кукла представляла собой несколько вложенных друг в друга фигурок. Столяр Василий Звездочкин и художник Сергей Малюшкин загорелись идеей сделать похожую игрушку. Они-то и стали «родителями» матрешки. Первая матрешка состояла из восьми фигур. Самая большая представляла девочку в платочке и сарафане, под рукой она держала петушка. Меньшие фигурки изображали младших по возрасту мальчиков и девочек, а последняя — младенца в пеленках. По популярному в народе имени Матрена игрушку прозвали «матрешка». Скоро она вошла в моду, прославилась на международной выставке игрушек в Лейпциге. Теперь их массово производили в Сергиевом Посаде, куда переехал и Василий Звездочкин. Но родиной матрешки все же была Москва.


 

Д. Никитин, кандидат исторических наук