|
||
|
В январе 2013 года исполнилось 95 лет со дня образования в России комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. О становлении органов, занимающихся проблемами юных граждан, а также о сегодняшнем дне комиссий нашему корреспонденту рассказала ответственный секретарь КДНиЗП района Чертаново Центральное Олеся Марченко. — После Октябрьской революции 1917 года советское государство провозгласило и стало претворять в жизнь новый принцип отношения к детям — принцип социального воспитания, — отметила Олеся Леонидовна. — Впервые забота о ребенке стала прямой обязанностью государства, причем основное внимание уделялось детям обездоленным, сиротам и беспризорникам. Главными факторами в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних были признаны воспитательная и предупредительная работа. 14 января 1918 года был принят Декрет Совета народных комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних». Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних были упразднены, заключенные малолетние преступники освобождены. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, в круг полномочий которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидации беспризорности, созданию специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. В своем подходе к профилактической работе с несовершеннолетними народные комиссариаты социального обеспечения, просвещения, здравоохранения исходили из убеждения, что «беспризорные — это не морально дефективные, а, как правило, нормальные дети и подростки, попавшие в ненормальную обстановку», которым надо сменить их условия жизни и воспитания. Эти принципы оставались неизменными вплоть до середины 1930-х годов, однако их реализация постоянно наталкивалась на серьезные трудности. Нередко положение усугублялось многочисленными ошибками в выборе и применении конкретных мер воспитательно-профилактического воздействия на нарушителей. Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры: в 1926 году в стране насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей, причем свыше 90 тысяч из них нуждались в экстренной u1087 помощи. Детская преступность резко возросла: из 45 тысяч преступлений, совершенных детьми, 75% — «на совести» беспризорников. Была создана Центральная комиссия по делам несовершеннолетних, предназначенная для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Тем самым уже тогда определились ее координирующие функции и роль организатора профилактической работы. Со временем на комиссии была возложена задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. В середине 1930-х годов общая тенденция к усилению судебных репрессий и ужесточению карательных мер коснулась и политики в отношении детской преступности. Был снижен возраст, по достижении которого несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, — с 14 до 12 лет. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и приговаривать подростков к высшей мере наказания. В целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей в мае 1935 года комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены. Вместо них созданы отделы (секции) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (прообраз инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел). В годы Великой Отечественной войны были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на которые возлагались охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство и предупреждение безнадзорности. Были созданы новые детские дома и приемники-распределители, налажено их первоочередное снабжение, организованы поиск родителей и возвращение детей в семьи. Комиссии по делам несовершеннолетних были вновь возрождены лишь в период хрущевской «оттепели». В 1958 году «Основами уголовного законодательства Союза ССР» был повышен возраст, по достижении которого несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, сужены меры применения к ним уголовного наказания и расширены возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. В соответствии с ним комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. В течение последующих лет Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссий по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности. Позднее, в 1970-е годы, на комиссии была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых судом применены отсрочка исполнения приговора и условное осуждение. В 1980-е годы была расширена компетенция комиссий в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей. Изданный в 1993 году Указ Президента России «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время основными направлениями деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Чертаново Центральное являются выявление и устранение причин, способствующих антиобщественным деяниям подростков, осуществляемые в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Совместно с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних КДНиЗП выявляет и берет на учет u1085 несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, оставивших образовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, а также подростков, совершивших правонарушение или преступление. Осуществляется как общий надзор за поведением несовершеннолетних, так и защита их прав. КДНиЗП уделяет большое внимание профилактической работе по противодействию распространению детского алкоголизма, наркомании, которая проводится в сотрудничестве со всеми структурными подразделениями и учреждениями в соответствии с разработанной районной «Программой по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних на 2011– 2013 годы». КДНиЗП совместно с сотрудниками отдела МВД России по району Чертаново Центральное города Москвы регулярно участвует в профилактических мероприятиях «Подросток», включающих посещение мест массового сбора молодежи и выявление несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. С состоящими на учете в КДНиЗП несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки и токсичные вещества, регулярно проводится индивидуальная работа, включающая профилактические беседы, рекомендации о посещении тренингов и групповых занятий, организованных при Государственном учреждении «Межрайонный центр «Дети улиц» ЮАО, посещения наркологического диспансера № 6, работу с психологами Центра психологомедико-социального сопровождения «Взаимодействие», организацию отдыха в каникулярное время в профилактических лагерях. Важным направлением деятельности КДНиЗП является работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, где родители не исполняют обязанности по содержанию, воспитанию, обучению своих несовершеннолетних детей. Подготовил А. Ржаной |