ПЕРСПЕКТИВЫ «ОДНОГО ОКНА»

О преимуществах работы государственных учреждений по принципу «одного окна» столичные чиновники узнали во время загранкомандировок. Об эффективной деятельности специализированных центров, в которых без особых усилий и очередей можно получить практически любой документ, говорили много и одобрительно. Но до недавнего времени это были только слова. Для того чтобы этот проект стал обретать реальные черты, потребовалось немало усилий со стороны городских и районных властей. Первые шаги в этом направлении были сделаны около четырех лет назад — когда в столице при каждой префектуре, управе, ДЕЗе стали открываться службы «одного окна».

Суть новой концепции вкратце можно изложить следующим образом: житель или предприниматель, чей бизнес расположен в том или ином районе, обращаются в службу «одного окна» для решения своего вопроса, будь то копия распоряжения главы управы, выписка из протокола, разрешение на установку «ракушки», копия архивной справки и т. п. После всех необходимых процедур по истечении срока, установленного для оказания определенного вида услуг, специалисты службы «одного окна» обязаны выдать заявителю итоговый документ, полностью удовлетворяющий его запрос, либо дать разъяснение в случае затруднений в решении вопроса.
На сегодняшний день в Москве выдается 437 видов документов. Из них 33 вида документов оформляются территориальными органами исполнительной власти, а 404 документа — отраслевыми органами власти, государственными учреждениями и ГУПами.
За время работы городские власти выявили немало проблем в системе служб «одного окна». В частности, отсутствуют типовые стандарты предоставления государственных услуг по выдаче документов. Службы «одного окна» разрознены и территориально разобщены, в 60 случаях наблюдаются стесненные условия работы государственных служащих и дискомфортная обстановка для обслуживания населения. Около половины всех работающих сегодня служб «одного окна» неудобно расположены с точки зрения транспортной доступности, в более чем 75% помещений невозможно предоставлять дополнительные услуги, напрямую связанные с оформлением документов заявителю и влияющие на общий срок подготовки. И наконец, остается острой такая распространенная проблема, как очереди на сдачу и получение документов.
Чтобы устранить недостатки в работе, городские власти решились на эксперимент. В течение 2007 г. в некоторых административных округах действовали экспериментальные центры обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна».
После того как центры подтвердили свою состоятельность, Правительством Москвы было утверждено постановление от 21 августа 2007 г. № 730-ПП «О разработке Городской целевой программы по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу «одного окна» на территории города Москвы на 2008–2010 гг.». В рамках реализации программы на территории каждого из 10 административных округов и 125 районов города планируется создание многофункциональных центров, осуществляющих полный комплекс государственных услуг по выдаче документов физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также ряд дополнительных полезных услуг для населения.
К работе в центрах помимо префектур и управ районов будут привлечены Департамент социальной защиты населения, Департамент имущества, ГУП МосгорБТИ, а также иные го-родские структуры, выдающие наиболее значимые и массовые документы.
Прорабатывается вопрос об участии в работе центров территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по городу Москве. Неотъемлемой частью центров должны стать консультационные и справочно-информационные услуги, интернет-сервис, правовая по-мощь, услуги банков, платежных терминалов и т. д.
В функционирование центров власти города собираются заложить несколько основных принципов — это шаговая доступность, централизация в одном месте, единообразие документов, максимальный перечень дополнительных видов услуг, автоматизация всех процессов, внедрение современных информационных технологий, позволяющих существенно сокращать общие сроки подготовки документов. Немаловажно, что прием и выдача документов будут происходить в одном месте, а их рассмотрение и утверждение — в другом. Сделано это для того, чтобы противодействовать коррупции и ликвидировать рынок посредников при предоставлении государственных услуг по выдаче документов.

Подготовил А. Спасский


.

 

Hosted by uCoz