САМОЕ
МАССОВОЕ ЗВЕНО
В этом году российская избирательная система и избирательная система
города Москвы отмечают свое 15-летие.
О работе территориальной и участковых избирательных комиссий в Москве
рассказывает председатель территориальной избирательной комиссии района
Чертаново Центральное Виктор Георгиевич Ганжа.
— Современная
избирательная система сложилась в результате преобразований
представительных органов власти и органов местного самоуправления в
Российской Федерации в 1993 году, которые начались с принятия
всенародным голосованием 12 декабря новой Конституции РФ и проведения в
этот же день выборов депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации первого созыва, выборов в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, а в городе Москве — выборов
депутатов Московской городской Думы первого созыва. Тогда подготовка и
проведение выборов в федеральные, региональные органы власти и органы
местного самоуправления осуществлялись на основании указов Президента
Российской Федерации и в соответствии с положениями о выборах.
После проведения этих выборов целый ряд нормативных документов нашел
свое отражение и дальнейшее развитие в принятом в октябре 1994 года
Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации». В этом законе отдельная глава отведена системе
избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов в
Российской Федерации, их правовому статусу, порядку формирования и
полномочиям. Как новое и постоянно действующее звено системы
избирательных комиссий Федеральный закон определил избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации. Последующие редакции
Федерального закона добавляли и конкретизировали нормы, относящиеся к
правовому статусу членов избирательных комиссий и полномочиям самих
комиссий.
За прошедшие 15 лет в Москве приняты необходимые законы о выборах, а
затем и Избирательный кодекс города Москвы, сложилась система
избирательных комиссий, накопился опыт проведения избирательных кампаний
различного вида и уровня, совершенствовалось избирательное
законодательство, нарабатывались методы и процедуры организации и
проведения выборов.
Подготовку и проведение выборов в органы государственной власти в городе
Москве наряду с Московской городской избирательной комиссией
осуществляет 121 территориальная избирательная комиссия, где работают на
общественных началах 1179 членов комиссий с правом решающего голоса. Для
проведения выборов депутатов Московской городской Думы формируется 15
окружных избирательных комиссий, в состав каждой из которых входят 14
человек. Подготовку и проведение выборов в органы местного
самоуправления осуществляют избирательные комиссии внутригородских
муниципальных образований. Полномочия этих комиссий возложены на
сформированные территориальные избирательные комиссии.
Самое массовое звено, осуществляющее непосредственно проведение
голосования и определяющее волеизъявление избирателей, — это участковые
избирательные комиссии. В участковых избирательных комиссиях в целом по
России работает более 1 млн. человек, только в Москве свыше 3200
участковых комиссий, в которых работают 41 тыс. членов комиссий.
Именно в участковых комиссиях в первую очередь решается подавляющее
большинство практических вопросов организационного,
материально-технического обеспечения, ведется непосредственная работа по
обеспечению голосования и подведению его итогов. Во многом от работы
членов участковой комиссии зависит оценка выборов. В нашем районе давно
работают в составах участковых комиссий Валентина Колмановна Глыбина,
Галина Ивановна Руднева, Татьяна Николаевна Иванова, Олег Викторович
Потрекеев, Антонина Павловна Укропова, Анна Юльевна Иванова.
Однако анализ статистических сведений по Москве показывает, что при
увеличении числа сформированных участковых комиссий число назначенных
членов комиссий снижается. Так, в 2003 году в среднем в составах УИК
работали 13 человек, в 2004 году — 11 человек, в 2005, 2007 и 2008 годах
— 12 человек, что свидетельствует о нежелании граждан работать в
составах участковых комиссий.
Причины этого могут быть различные:
• высокая степень нагрузки как накануне дня голосования, так и в день
голосования — 15–20 часов непрерывной работы;
• 77% участковых комиссий сформированы на участках, где число
избирателей свыше 2 тыс. человек, а в большинстве из них количество
избирателей на участке приближается к 3 тыс. избирателей;
• незначительная в условиях города Москвы оплата труда членов участковых
избирательных комиссий;
• но самое главное, на мой взгляд, это постоянное подозрение членов
комиссий в возможной фальсификации, угрозы уголовным, административным
наказаниями и призывы к ужесточению мер ответственности членов комиссий.
Об этом мы постоянно читаем в российской и региональной прессе.
Все это не прибавляет мотивации для работы граждан в составах участковых
избирательных комиссий.
Пора уже ориентировать избирательное законодательство на организаторов
выборов, а не «совершенствовать» его в угоду меняющимся политическим
процессам. Необходимо предусмотреть гарантии деятельности для членов
избирательных комиссий, такие как сохранение заработка по основному
месту работы, страхование от несчастных случаев. Ведь не секрет, что на
выборах в адрес членов комиссий поступают угрозы, а некоторые кандидаты
ведут себя не совсем адекватно.
Я работаю в должности председателя территориальной избирательной
комиссии семь лет, и скажу, что помимо решения задачи обеспечения самого
избирательного процесса необходимо решать множество организационных и
хозяйственных вопросов, в числе которых выделение и телефонизация
помещений для работы комиссий, оборудование избирательных участков и
мест голосования, изготовление избирательной документации, бюллетеней,
плакатов и т. п. Все эти вопросы решаются при непосредственном участии
исполнительной власти, которая призвана оказывать содействие
избирательным комиссиям в реализации их полномочий. Большую помощь
избирательным комиссиям нашего района оказывают глава управы района
Чертаново Центральное Ольга Михайловна Шефель, заместитель главы управы
Елена Павловна Дергачева.
|